По результатам зимней инспекции и замены вкладышей, была получена настоятельная рекомендация следить за давлением масла — и в случае чего, готовиться известно к чему. Для этого потребуется дополнительный датчик под капот и дополнительный прибор в салон.
Городить куда-либо в и так довольно плотно скомпонованном интерьере ещё и лишний "будильник" желания, честно говоря, не было никакого. Тем не менее, были проанализированы некоторые варианты. Подиум на стойку, даже при наличии одного-единственного показометра, так или иначе будет сокращать обзор — хватило этого "счастья" на 9000, поэтому тут я уж точно обойдусь. Вариант второй — внедрить показометр вместо переключателя света, слева от приборки. Тахометр там рядом, контролировать вроде удобно, но сам переключатель света пришлось бы куда-то переносить. Тоже не лучший вариант.
Лучший вариант пришёл внезапно.
Собственно, так и стартовала затея по реализации полезного функционала в удобном виде. За основу Сергеем был взят разработанный им же ранее CAN(и не только)-адаптер, функционал которого был некоторым образом модифицирован для работы с новым внешним источником информации.
Датчики для инсталляции решено было брать известно, где — отзывы на них неплохие, и для начала вариант показался вполне годным.
Проверка показала корректность функционирования девайсов (заказал сразу два — ну кетай же, мало ли — и не зря, как оказалось позднее).
Датчик комплектуется разъёмом с кабелем чисто символической длины, поэтому был подобран трёхжильный кабель сопоставимого сечения для наращивания имеющегося.
В сборе с тремя метрами термостойкой гофры, получается готовое к инсталляции изделие.
Следующий момент — куда и как ставить датчик. Будучи ознакомленным с рассуждениями о правильности измерения давления масла в двигателе в каких угодно его местах, кроме рекомендованных WISом (где ещё и указаны конкретные контрольные значения), всё же решил остановиться на самом простом и популярном решении, наиболее близко к описанному в сервис-мануале месту — у масляного фильтра. И родной аварийный датчик, на всякий случай, останется в строю — так спокойнее.
Вреза́ться в маслопровод турбины мы, конечно же, не будем. Благо, промышленность нам в этом поможет готовыми изделиями в виде проставки под масляный фильтр, за которой и отправляемся в знакомый магазин тюненха, переехавший поближе к центру города.
Честно сказать — забыл, за чем пришёл, настолько впечатлили новый интерьер и ассортимент ништяков. На удивление, при всём при этом, ценники на детали и особенно расходники — вполне вменяемые, это однозначный плюс. Но не отвлекаемся и вспоминаем, что же нам было надо.
Из всего представленного в Интернете ассортимента подобной продукции (разумеется, кроме самых брэндовых с совершенно неадекватным на мой взгляд ценником), данный экземпляр показался наиболее качественно изготовленным. Впечатление по фото не обмануло — очный осмотр лишь подтвердил качество исполнения изделия. В комплекте — два адаптера под установку в японские и европейские автомобили, уплотнительное кольцо и заглушка в неиспользуемое отверстие.
"Благодаря" оказии в виде течи заднего сальника, была произведена установка "железа" под капот (а кабель — заведён по моторному отсеку вместе с моторной косой в недра передней панели), после чего направляемся к Сергею для установки "железа" уже в салон (а конкретнее — в ту же многострадальную магнитолу). Первое тестовое подключение новой разработки к автомобилю — и вуаля!
Лирическое отступление. Изначально девайс предполагался несколько (значительно) габаритнее, и размещать его планировалось в отдельной коробочке где-то в пространстве за магнитолой. А первый вариант постановки задачи на разработку системы (точнее, ПО) был незатейливо обозван мной "ТЗ на ХЗ". Отсюда и взялось рабочее название устройства.
В общем, в предыдущей записи можно видеть результат — датчик работает, плата работает, информация отображается — ура! Осталось только внедрить всё на места.
Как видно, вся разработка очень удачно разместилась внутри штатной магнитолы.
Бонусом, для индикации работы Bluetooth-модуля был впаян синий диод.
И доработана информационная наклейка, с учётом произведённых изменений.
Да, датчик был заведён на неиспользуемые пины разъёма магнитолы, так что всё подключается и отключается без каких-либо затруднений и ничему не мешает (если бы в 9-3 в принципе существовал, например, парктроник).
Спустя несколько дней, при монтаже магнитолы обратно на законное место, SID выдал сообщение о замыкании датчика давления на питание. Приехали. Проверка датчика и проводки действительно показала неисправность самого датчика. Вероятно, что пока проводились работы с магнитолой, датчик просто не выжил в жаркой обстановке под турбиной и успешно загнулся в первых же серьёзных пробках. Но мы ж запасливые (помним про заказ сразу двух штук)! Только перед заменой неисправного датчика уже учитываем печальный опыт (и возможную его причину), в связи с чем путь опять в магазин тюненха, за термоизоляцией.
Будем надеяться, что жизнь второго датчика окажется более длинной и продуктивной (и желательно — не очень интересной, лол).
Пара слов о реализации.
Изначально озвученная идея была успешно воплощена Сергеем в текстолите и коде, и конечно же всячески доработана и развита им же в процессе разработки железа и софта. В результате, появились даже те функции, о которых речи изначально не было вообще, и получился этакий продвинутый бортовой компьютер со всякой разной полезной информацией. Кроме того, появилась поддержка кнопок на руле с расширенным функционалом hands-free (управление музыкой и телефонными вызовами).
Итак, что теперь можно увидеть на SIDе в режиме отображения "с модуля" (включается кратким нажатием на SET из любого режима, вывод информации — объединёнными блоками по 2 строки):
1 Rpm XXXX //Обороты двигателя в минуту
2 Poil X.XX //Давление масла, бар
либо Poil Open //Индикация обрыва или замыкания датчика на массу
либо Poil SC+5 //Индикация замыкания датчика на провод питания
1 Teng XXX //Температура ОЖ, °C
2 Vbat XX.X //Напряжение АКБ, В
1 Lmom XX.X //Моментальный расход, л/100 км
либо L/hr XX.X //Моментальный расход, л/ч (отображается при скорости машины не более 5 км/ч)
2 Lavg XX.X //Средний расход с момента запуска двигателя, л/100 км
1 Ldrv XX.X //Абсолютный расход с момента запуска двигателя, л
2 Lavl XX.X //Остаток топлива в баке, л
1 Tdr hh:mm //Время поездки с момента начала движения, чч:мм
2 Sdr XXX.X //Расстояние поездки с момента запуска двигателя, км
1 Vbef XX.X //Напряжение АКБ до старта (запомненное значение)
2 Vstr XX.X //Напряжение АКБ в момент работы стартёра (запомненное значение)
Кроме того, реализованы следующие сообщения (сопровождаются звуковым сигналом и соответствующей пиктограммой на приборной панели):
— Уведомление о низком давлении масла (за основу был взят порог в Rpm/1000 бар при 500<rpm<=2000)
— Уведомления о проблемах с датчиком давления масла (обрыв, замыкание на массу либо на питание)
— Уведомления "Low voltage" и "High voltage" при низком и высоком напряжении АКБ соответственно (если двигатель запущен)
— Информация о перегоревших лампах стопов/габаритов, при наличии соответствующей ошибки (с указанием конкретного местоположения проблемной лампы)
— Сообщение "Takeoff!" прогреве до 30°C, если внешняя температура менее 10°
— Сообщение "Turn on the lights!" при начале движения с погашенными габаритами/ближним светом
В результате, информированность о происходящем с автомобилем в пути (а также до и после) значительно повысилась, решение получилось удобным и наглядным.
А с другой стороны, как показывает практика, меньше знаешь — крепче спишь (а больше спишь — меньше неприятностей), но об этом — в другой раз.
P.S. Да, надо заменить лампочки в кнопках, стыдоба же.